Как самому нарисовать гравюру
Как нарисовать гравюру.
В этой статье я хотел бы познакомить Вас с программой Storkes Maker, предназначенной для создания штриховых векторных гравюр, показать некоторые возможности и нарисовать портрет, например — Билла Гейтса (векторных — потому что получаемый результат экспортируется в векторный формат в виде набора замкнутых линий). Что может программа Strokes Maker, в общих чертах
1. Создавать векторные штриховки разных формНекоторые базовые штриховки с заданным утолщением
2. Управлять штрихами в зависимости от исходного растрового изображения, а именно:
Пример управления штриховками (барельеф, комбинирование, деформация форм)
2.1 Управлять толщиной отдельных штрихов
2.2 Придавать штрихам вид барельефа
2.3 Управлять разрывами в штрихах
2.4 Создавать пунктирные участки штриховки
2.5 Управлять параметрами пунктира
3. Создавать помимо стандартных штриховок разные прикольные векторные заливки
Использование векторной полутона (halftone)
3.1 Полутон (Может состоять из разных образующих элементов)
3.2 Кривые Пеано
3.3 Области трассировки
3.х Другие интересные векторные заливки
Некоторые полезные векторные заливки (область трассировки, подсолнух, кривая Пеано)
4. Управлять формой заливок (подобно Free Mesh)
5. Работать с масками
5.1 Задавать маски для заливок
5.2 Комбинировать маски разных заливок
5.3 Управлять прозрачностью масок
6. Экспортировать в формат AI \ EPS (с группировкой штриховок по плоскостям).
Итак, приступим
Во первых, необходимо в сети найти подходящую фотографию тест-объекта (ТО), в данном случае Билла Гейтса. Фотография должна удовлетворять следующим требованиям (не обязательно, но желательно):1. ТО должен быть достаточно морщинист
2. Для облегчения задачи ТО не должен иметь на лице щетины или лысины. Очень трудно реалистично заштриховать как гладкую поверхность щеки ребенка или блестящую лысину уважаемого гражданина, так и торчащие в разные стороны пеньки недельной небритости
(по этой самой причине я не взял в качестве ТО образ Стива Джобса)
3. Голова ТО должна быть повернута немного в сторону, т.е. не должна быть строго в профиль или анфас
4. Разрешение фотографии не должно превышать 300 dpi и фотка должна быть Grayscale
Немного покопавшись в сети — без труда находим подходящую фотографию Билла Гейтса.
Исходная фотография
Для равномерного штрихования поверхности лица, фотографию необходимо немного обработать — в данном случае убрать очки и отдельные волоски с лица. Штриховка должна быть однородной и соответствовать штрихуемому материалу. Иначе штрих с лица будет “забегать”, например, на очки, что будет смотреться не реалистично.
Отредактированный вариант
Очки и отдельные волоски лучше потом нарисовать в иллюстраторе, хотя можно и в SM.
Фотография готова, теперь необходимо определиться со штриховками.
Основная идея заключается в том, что каждый материал должен штриховаться “своей” штриховкой. Т.е. если мы начали штриховать лицо штриховкой с опеределенными параметрами, эти параметры должны соблюдаться для всех штрихуемых фрагментов изображения, содержащих этот материал. Можно и нужно менять направление штриховки, составлять из штриховок единую поверхность, но параметры этих штриховок менять нельзя.
На имеющемся изображении можно выделить 7 различных типов поверхности (материала): лицо, волосы, глаза, зубы, губы, одежда, фон.
Начнем с лица. Какой должна быть штриховка? Обратимся к имеющимся материалам, например к маркам или долларовым банкнотам. Видно, что штриховка лица состоит из 3х видов штрихов — длинные штрихи, переходящие в пунктир, проходящие по всей поверхности лица. Поперечные штрихи (примерно 45градусов относительно основного штриха), добавляющие изображению контраст, и точки в пустотах пересечений основного и поперечного штрихов, добавляющие еще больший контраст и реалистичность изображению. Желательно, что бы траектория штриха плавно “обтекала” щеку ТО переходя в стенку носа (напоминала волну).
Для решения подобных задач SM предоставляет штриховку типа “Волна”, по сути являющейся синусоидой с соответствующими параметрами.
Штриховку проводим от крупных объектов к мелким.
Открываем программу SM. Загружаем отредактированную фотографию Билла Гейтса (ТО). Выбираем в палитре инструментов инструмент “штриховка” и примерно выделяем прямоугольную область поверх правой части лица ТО. Получаем прямоугольный элемент, заполненный штриховкой с текущими заданными параметрами, обычно это штриховка прямыми линиями 45 градусов. Для изменения параметров текущей штриховки в выделенном элементе используем панель “Штриховки”. Необходимо заметить, что каждый элемент (та самая прямоугольная область), может содержать несколько штриховок, которые зависят от формы этого элемента и наложенной маски. Т.е. получается такой “бутерброд” из штриховок, форму которого можно менять и ограничивать область видимости маской.
Требуемую штриховку с “точкой” можно получить комбинируя белые и черные группы штриховок с определенными углами (допустим 0 град., 35 град.). Первый слой штрихов — черный, поверх накладываем группу белых штрихов, как бы «разрезая» нижний слой. При этом белые штрихи должны иметь измененную опцию “толще на светлом”. Эта опция будет расширять белые штрихи на светлых участках ТО, тем самым разряжая нижний темный фон. Темным фоном может быть любой набор штриховок, в том числе специальные заливки, типа векторной оттрассированной области и т.п.
По шагам процедура создания штриховки показана ниже:
Пример штриховки с “точкой”
Для наглядности белые штриховки выделены желтым цветом. При формировании первой штриховки необходимо учесть все параметры, в том числе “барельеф” и пунктир, а также, область разрыва штрихов. Это важно, т.к. в дальнейшем эта исходная штриховка будет использоваться при штриховании других элементов лица с возможными небольшими изменениями и при изменении базовых параметров штриховки необходимо будет отследить возможные изменения других элементов.
После получения удовлетворительного результата, штриховку желательно сохранить в файле штриховок (*.ets) и в дальнейшем использовать для заполнения других элементов.
Расположение штриховки “по форме”
Теперь необходимо расположить элемент на ТО таким образом, что бы штрихи шли “по форме”. Далее необходимо ограничить маской заштрихованную область (“маскировать”), т.е. правую часть лица. Для этих целей предназначен инструмент «свободная форма маски». Выбираем его в палитре инструментов и обводим нужную нам область штриховки. При этом, элемент, содержащий штриховки, должен быть выделен, иначе будет автоматически создан новый элемент с маской. Для полного пересчета штриховок жмем кнопку на панели “Штриховки”- “Обработать выбранную группу штриховок” или «ctrl-space». В результате будут пересчитаны все “измененные” штриховки.
Ограничение маской
Другие штриховки создаем простым копированием подходящих элементов с последующим расположением «по форме» и маскированием. Следует не забывать выключать «прозрачность» элемента. В этом случае из всех штриховок, находящиеся под текущей штриховкой будут исключены области, маскированные в текущей штриховке. Так же можно задать значение “размытия” края маски, и прозрачности маски. В “полупрозрачном” режиме, нижележащие штриховки будут просвечивать в соответствии с заданным параметром «прозрачность» верхней штриховки.
Элементы лица
При создании штриховок имеет смысл объединять элементы в смысловые секции — “ОДЕЖДА”, “ЛИЦО”, “ГЛАЗА” и т.п. Для этого в панели “Объекты” есть соответствующие кнопки.
Глаза и зубы
При штриховании глаз имеет смысл воспользоваться парой штриховок “спираль” + “радиальная”.
Прическа — это отдельная тема. При видимой простоте задачи, что-бы добиться нужного результата надо помучиться. В случае с прической нашего ТО — подойдет простая линейная штриховка с включенным параметром “дрожание” (панель “Штриховки”-”Барельеф”). Создаем один небольшой фрагмент “локон” и копируем его по всей поверхности прически, стараясь, по возможности, следовать направлениям локонов исходной прически ТО.
Прическа
Для формирования фона используем сильно размытое изображение исходного ТО.
SM позволяет использовать в одном проекте произвольное количество исходных растровых изображений.
Растр для фона
Результат работы SM можно сохранить в 2х внутренних форматах:
- Полный формат, включающий в себя структуру проекта (формы, маски и т.п.) и результат рендеринга (штриховки).
- Легкий вариант, включающий в себя только структуру проекта, которую можно отредерить.
Гравюра в сборе
Некоторые фрагменты гравюры
Ухо — обязательно должно быть выделено в отдельный объект,
иначе сольется с формой
Зубы — выполнены простой вертикально штриховкой
Глаз — выполнен спиральной штриховкой и
явно требует ручной доработки
Подбородок — в основе содержит круговую штриховку,
центр “утянут” вниз, за пределы формы. Так же можно видеть штрихи фона, выполненные радиальной штриховкой с иньстоньшением по градиенту фона
Прическа с заданным “треммором” штриха
Скриншот программы Strokes Maker, с включенными границами элементов, показан ниже:
Формы элементов, содержащих штриховки, выделены синим цветом
В правой части рабочего поля расположены основные панели программы:
- Объекты — содержит все формы, при необходимости объединенные в тематические группы
- Штриховки — содержит все штриховки для текущего элемента и параметры для текущей выбранной штриховки
О программе
- Железо — не ниже пентиума, не ниже 512 мб RAM
- ОС — XP/Vista/W7
- Локализации — En\Ru\Cn. Есть специальный китайский вариант, называется Smilodon (большое спасибо товарищу из китая, который помог мне с дизайном европейской версии и, заодно, сваял китайский вариант интерфейса для своих соотечесвенников)
- Демоверсии можно скачать с сайта программы Vectools.com
Статьи
- Strokes Maker v1.22, Strokes Maker v1.23, Strokes Maker v1.24
- PC MAGAZINE обзор, урок
Послесловие
В настоящее время Strokes Maker приобретен и работает во многих странах мира — практически во всех странах евросоюза, США, Чили, Перу, Австралии, Тайване, Китае и т.д. На предприятиях и у частных лиц. Остается только сказать “спасибо” пользователям программы, за их терпение и фанатизм (в самом хорошем смысле слова). Т.к. программа, мягко говоря не отличается дружелюбностью и продуманностью UI.
0 комментариев