Монетизация свободного контента — Голосование рублём

Недавно прочитанные статьи (Два литературных эксперимента и Концепция динамической цены) заставили меня вспомнить про одну идею, которой я и хочу поделиться с хабрасообществом.
У систем продажи контента есть общая проблема: слишком сложно контролировать и отслеживать распространение информации — уж больно она легко копируется и передается. И попытки ограничить распространение представляются весьма неуклюжими костылями.
Да и сама идея обращения с интеллектуальным произведением, как с товаром, на мой взгляд, весьма ущербна.

Копирование информации ничего не стоит. Ресурсы тратятся только на её создание. Так почему бы не создать систему, позволяющую оплачивать именно создание произведения?
К тому же, раз распространение однажды опубликованного произведения нельзя контролировать, значит, не нужно и пытаться.
<habracut/>
Таким образом, создание произведения в такой системе должно быть полностью оплачено ДО момента публикации. А публиковать можно под любой лицензией, допускающей свободное распространение.

Вот тут и пригодится схема сбора средств, подобная той, которой воспользовался Коваленко Владимир Эдуардович.

Схема простая, как раз, два, три:

1. Автор выражает готовность создать (либо опубликовать ранее не публиковавшееся) произведение к определенному сроку, называет требуемую для этого сумму и срок, в течение которого необходимо собрать деньги.
2. Собственно «голосование рублём». Некоторые потребители выражают готовность профинансировать создание произведения на определенную сумму, путем внесения этой суммы на счет автора или посредника (деньги могут не сниматься со счета потребителя, а блокироваться на время «голосования»).
3. Если требуемая сумма набрана, то автор получает деньги, присупает к созданию произведения и, по завершению, публикует его. Если собрано недостаточно, то деньги возвращаются потребителям.

При этом потребители могут взаимодействовать с авторами как напрямую, так и через посредника.
Причем, работа через посредника может существенно повысить эффективность работы системы.

Посредник в такой системе, как минимум:
— предоставляет удобный сервис для оплаты создания произведения, контроля расхода средств, возврата денег
— Заключает договора с авторами, контролирует исполнение обязательств
— Публикует предложения авторов
— Публикует произведения

Конечно же, никто не мешает посреднику предоставлять домолнительные услуги (например, для книг — по печати опубликованных произведений), «раскручивать» авторов и произведения, искать и поддерживать перспективных авторов и всячески развивать как сообщество потребителей, так сообщество и авторов.

И волки сыты и овцы целы:
— Авторы получают гонорары за создание произведений
— Потребитель получает свободный доступ к произведениям
— Посредник получает проценты со всех переводов

Но есть и минусы:
— Потребитель платит за ещё не созданное произведение (а вдруг не понравится, не получится?)
— Потребитель вынужден достаточно долго ждать готовности произведения
— Доход автора не зависит от тиража (частично, может компенсироваться удобной системой донейтов)

Всё описанное выше — практически голая идея и нуждается в тщательной проработке людьми, разбирающимися в подобных вопросах гораздо лучше меня.


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.