Опыт внедрения 1С УАТ на дистрибьюторский центр

Предисловие

Всё смешалось в компании Х. Затраты на транспортный отдел растут и никто ничего не понимает. Финдиректор не понимает на что идут средства. Гендиректор не понимает, почему вместо новой Тойоты для сынишки он должен покупать колпаки на ГАЗели по миллиону долларов за штуку. Начальник транспортного сказал “я вас понимаю” и уехал закупать втулки полурессор. Наступает критический момент, финдиректор бросает шапку оземь и произносит: “Нам нужна рентабельность!”. “Рентабельность!..” — выдыхают разом присутствующие и переводят взгляды на начальника информационного отдела. “Устроим” — произносит тот и покупает желтую коробку с 1С: Управление автотранспортом. Формируется рабочая группа, начинается внедрение.

Что хотим получить в итоге

Штат бухгалтеров в транспортном отделе разносит ГСМ и запчасти. Водители больше не ложатся костьми за каждый литр пережега — расход рассчитывается точно. Маршрутные, путевые, ремонтные листы создаются вовремя и правильно. Автоматизирован расчет зарплаты водителям: учитываются всевозможные надбавки, вычитаются пережеги. Автоматизирован информационный обмен между существующими ИС: из ремонтных листов формируются требование-накладные в 1С Бухгалтерии и запчасти приходуются аккурат на счет 10.5. Из ЗУПа своевременно выгружаются физические лица. Но главное — вся аналитика производится парой кликов! Начальник транспортного отдела может отчитаться о каждом литре солярки, каждом аккумуляторе, каждом рубле, потраченном на ремонт. Он может получить данные о состоянии любой машины в любой момент времени. Таким образом, все довольны: транспортный легко ведет учет, бухгалтерия не вмешивается в процесс и только контролирует правильность выгрузок, финотдел получает актуальные данные о рентабельности. Это картина идеального учета, который при грамотном подходе можно реализовать на базе 1С УАТ.

Что имеем сейчас

Начальник транспортного ведет учет карандашом в блокноте, а компьютер последний раз включал случайно, задев пяткой. Диспетчер вбивает данные по приходу-расходу в эксель, где по очень простым формулам вычисляется предполагаемый расход (естественно, учитывается минимум параметров). В конце месяца водители бьются за каждый литр пережега, убеждая диспетчера, что в Верхних Матюках он стоял в пробке, а в Нижних Пупках пришлось ехать в объезд из-за ремонта дороги. Реального маршрута и расхода топлива не знает никто. Для приходования запчастей в бухгалтерию передается первичка с пометками, а тамошние девочки вбивают номенклатуру как попало, потому как имеют смутное понятие о том, чем различаются шкив ободной и диск тормозной. Из-за этого транспортный и бухгалтерия нередко путаются в передаваемых данных. Начисление зарплат делает скрипт на VBA во всё том же экселе. Машины носят имена собственные — Газель Потертая и Петербильт Зеленый, фиксированного списка транспортных средств нет. В конце месяца, когда приходят документы из процессинговых центров поставщиков ГСМ, бухгалтеры в транспортном вручную сверяют итоговые цифры, а случае несоответствия погрязают в разбирательствах с водителями.

Как будем внедрять

Как показывает практика, ломать проверенные годами методы ведения учета на большом предприятии (какими бы дикими они ни были), крайне сложно. Полномасштабное внедрение является сложной задачей по нескольким причинам:
  • увеличение потребности в трудовых ресурсах. В УАТ необходимо будет вводить очень большое количество информации для формирования отчетов и получения рентабельности;
  • данные должны вводиться штатом квалифицированных бухгалтеров. Подход “наши девочки разберутся” гарантированно ведет к провалу;
  • требуетсся интеграция с существующими ИС предприятия. В случае с дистрибьюторской оптовой базой — это интеграция с системой складского учета (WMS), и бухгалтерскими программами;
  • необходима высокая координация работы всех задействованных подразделений на всех этапах. Это прежде всего транспортный, информационный, бухгалтерия, склад;
  • изменения в бизнес-процессах. Если в компании есть менеджер по качеству, то он взаимодействует с начальниками подразделений и описывает новые регламенты;
  • техническая сложность. В информационном отделе необходим человек, который в течение нескольких месяцев будет заниматься только внедрением. Это разработка инструментария информационного обмена на подготовительном этапе и “доработка напильником”, пока всё не устаканится.
Но что делать, когда данные нужны, а проведение полномасштабного внедрения предприятию не по силам? Без проблем, нам ничто не мешает проводить изменения постепенно. Для начала можно автоматизировать учет в транспортном отделе, а далее распространять функционал на смежные задачи. Начальное внедрение, по субъективным ощущениям, задействует лишь 5-10% гигантских мощностей системы 1С УАТ, зато относительно легко реализуется. Транспортный отдел получает некий аналог своего привычного учета, в котором используется пара-тройка документов и справочников. Результат: процессы становятся более прозрачными, появляется подобие “цивилизованного” учета, возможность получать скромную аналитику. Преимущества:
  • минимальные затраты на переобучение персонала;
  • минимальные затраты на техническое сопровождение;
  • относительно короткие сроки выполнения (1-2 месяца);
Ведение учета в такой системе при численности парка в 30 автомобилей (1 рейс в сутки, ежедневная загруженность) вполне по силам двум бухгалтерам без опыта работы с УАТ.

Ключевой момент: путевые листы и расход ГСМ

Для начала я взялся за автоматизацию учета расхода ГСМ — это было основной задачей бухгалтеров в транспортном отделе. Существующая методика подразумевала минимум вводимой информации — пробег туда, пробег обратно, груз туда, груз обратно. С газелями, в которых перевезенный груз не учитывался, было ещё проще: только пройденный путь и тип топлива — либо СУГ, либо бензин. При детальном рассмотрении экселевского файла были выделены элементарные формулы расчета расхода; в них использовались несколько коэффициентов, выверенных годами методом проб и ошибок.
В УАТе расчет расхода топлива реализован гораздо сложнее. Опишу несколько моментов, с которыми возникли вопросы.
  • маршрут следования. При формировании путевого листа формируется маршрут следования по принципу “точка-точка”. Это значит, что в если машина едет из точки А в точку Б через точку С, то в справочнике маршрутов должны быть “А-С” и “С-Б”. Мало того, если от А до С машина ехала по трассе, а от С до Б — в черте города, то расход будет разным, и эти два отрезка нужно вбивать с различными условиями эксплуатации (трассой и городом соответственно). Таким образом, для формирования задания в путевом листе бухгалтеру нужно точно знать маршрут следования и дорожные условия. А если у дальнобойщиков таких точек пять? Десять? Даже после тщательного заполнения путевого листа разница между ним и расчетом в экселе достигала десятков литров, и это при том, что было вбиты все коэффициенты (поправки на дорожные условия, рефрижератор, массу прицепа, массу оборудования, прогрев, сезон и прочее). Получается интересная зависимость: чем больше бухгалтер введет информации о маршруте, тем точнее выведется расход. Мне представляется, что система идеально подойдет к АТП, где автобусы ходят строго по расписанию и по фиксированных маршрутам. Но автоматизировать расчет на рейсах службы доставки, когда водитель неизвестно сколько колесит по городу, развозя товар в точки, а потом может из-за пробки сделать “крюк”, оказалось нерешаемой задачей. Пришлось дописывать в конфигурацию модуль, рассчитывающий расход по формулам из экселя и добавлять костыли в форму документа;image
  • концепция “модель-ТС”. В УАТе есть справочники “Модели ТС” и “Основные средства”. ОС двигают регистр сведений “Первоначальные сведения о транспортном средстве”, где хранятся все параметры транспортного тредства, такие, как госномер, объем бака, масса и прочие. Модель (ГАЗ-33023) может быть одна, а машин этой модели может быть десять. Нормы расхода — свойство модели. Следовательно, все десять ГАЗелей одной модели будут иметь единые нормы расхода, правда, у каждой из них можно ввести поправочный коэффициент, на который нормы модели будут умножаться. Но если одна ГАЗель после ремонта газобаллонного оборудования должна неделю ездить только на бензине, тогда как остальные ездят на газе, то для неё приходится создавать новую модель ГАЗ-33023-Бензин. Кроме того, через неделю нужно не забыть перезакрепить обратно. Если вдруг понадобится перепровести все созданные за эту неделю путевые листы, то нормы, естественно, будут взяты уже ТЕКУЩИЕ и путевые, которые были введены позже, становятся некорректными! Короче, я пришел к выводу, что лучше для каждой машины создавать свою модель. Так как нормы привязаны к датам, то они гибко настраиваются и влияют только на одну машину (здесь тоже не обошлось без доработок);image
  • учет стоимости топлива. В УАТе существуют два способа введения стоимости. Первый: в документе “ЗаправкаГСМ”, к которому привязан путевой лист. Если в рейсе была заправка, то бухгалтер может сразу же сформировать документ в соответствующей вкладке путевого листа и указать стоимость на основе данных из чеков. Второй: стоимость прогружается в конце учетного периода на основе документов, полученных из процессинговых центров поставщиков. Документы “ЗаправкаГСМ” и “ПутевойЛист” перепроводятся. В этом варианте нужно указывать 4 параметра: дату, АЗС, тип топлива и стоимость. Таким образом, если стоимость топлива менялась раз в 3 дня (вполне реальная ситуация), видов топлива три (СУГ, бензин, ДТ), поставщиков — 4, то бухгалтеру нужно сделать 10*3*4 = 120 прогрузок. Очевидно, первый вариант предпочтительнее. Ввод стоимости топлива при каждой заправке целесообразно вменить в обязанности бухгалтера. Было бы нелишним доработать документ ЗаправкаГСМ так, чтобы он не проводился без стоимости заправки;
  • перепроведение/перерасчет путевых листов за произвольный период. Если бухгалтер ошибается, то все последующие путевые листы оказываются некорректными, так как конечный остаток предыдущего — это начальный остаток следующего. Написать обработку несложно, она сэкономит массу времени бухгалтера.
Что касается затрат на запчасти, мы можем получать из документов требование-накладная 1С Бухгалтерии. Для этого нужно ввести в документ дополнительный реквизит для привязки к основному средству.

Что удалось получить

Автоматизировав учет путевых листов и введя в конфигурацию УАТ дополнительный реквизит для связи с 1С Бухгалтерия по основным средствам, мы получаем (по каждому из транспортных средств):
  • расход по каждому из видов топлива в разрезе пластиковых карт, поставщиков;
  • суммарная стоимость заправок по каждому из видов топлива в разрезе пластиковых карт, постащиков;
  • суммарный пробег;
  • суммарный перевезенный груз;
  • первоначальная стоимость, амортизация, стоимость с учетом амортизации;
  • суммарные затраты на запчасти.
image
Для получения исчерпывающей картины не хватает расходов на ремонты, страховки, ТО, налогов и расходные материалы. Тем не менее, при минимальных затратах мы получили бóльшую часть показателей. Это можно считать успехом.

Выводы

  • 1С УАТ — мощная система для управления рентабельностью перевозок. Это полноценная бухгалтерия, только с уклоном в автотранспорт. Соответственно, учет в ней должен вестись квалифицированным штатом бухгалтеров;
  • осваивание системы во время внедрения — заведомый путь к провалу;
  • лучше всего система подходит к АТП с фиксированными маршрутами и расписанием рейсов. Система, к сожалению, не подходит для тех случаев, когда неизвестен точный маршрут рейса. Как вариант — оснащать транспорт “черными ящиками” и строить информационный обмен с УАТ.
  • ключи к успеху — скоординированная работа всех задействованных отделов и тщательное изучение нюансов движения ГСМ. Последнее избавит от лихорадочного поиска пропавших тысяч под дулом пистолета бухгалтера.


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.