Негласные правила хорошего тона инженера-конструктора
Хабр, место, где собираются IT-специалисты. Недавно выяснил, что инженеры-конструкторы тоже IT-шники. В связи с этим хотел бы поделиться наработками с коллегами инженерами, а также другими профессионалами, в области этики профессионализма.
В своей работе в общем случае конструктор общается с другими специалистами: технологами, инженерами-расчетчиками, техническими писателями, маркетологами. Каждому из них для выполнения своей части работ требуются разные исходные данные:
Цель
завоевать и удержать репутацию высококлассного профессионала.Задачи
дать заказчику то, что он заказал; сделать это качественно; сделать это в срок.Введение
Работа инженера-конструктора состоит в том, чтобы создавать документацию на промышленные изделия. В частности он решает следующие задачи: создание 3d-модели, создание чертежей (в том числе спецификаций и прочих текстовых документов по ЕСКД).В своей работе в общем случае конструктор общается с другими специалистами: технологами, инженерами-расчетчиками, техническими писателями, маркетологами. Каждому из них для выполнения своей части работ требуются разные исходные данные:
- для технолога — грамотно оформленный чертеж (и другая документация), часто ещё и 3d-модель.
- для расчетчика — 3d-модель и чертеж, в котором указан материал и тип обработки поверхностей.
- для технического писателя — в общем случае 3d-модель. Но чаще всего требуется передать ему готовые изображения (желательно в векторном виде) изделия в различных ракурсах (например изометрический вид на изделие в “вырванным” куском для осмотра внутренностей). Также требуется пояснительная записка.
- для маркетолога — в общем случае 3d-модель и чертеж, в котором указаны свойства покрытия (например номер краски по каталогу). Часто просят уже готовые рендеры изделия в каких-нибудь хитрых ракурсах.
Как грамотно создавать 3d-модели для производства
- Всегда (!) используйте такое же ПО как на производстве, где будет изготавливаться изделие. Если заказчик требует SolidWorks 2012 SP4.0 строго без макросов, то будьте добры, используйте именно его, в независимости от того, в какой программе и какой версии вы привыкли работать. Да, если просят выполнить работу в Компас 3D v8 (о ужас!), то ничего не поделаешь — придется выполнять работу именно там.
- Не бойтесь переделывать модель. Если хорошая народная мудрость — сделал модель, сделай её заново, а потом ещё раз.
- Ваша модель должна быть чистой. Никаких скрытых и погашенных элементов.
- Модель должна быть простой. Старайтесь избегать нереальных трехмерных поверхностей. Никто не даст гарантии, что программа в один прекрасный день не прочитает гиперболическую поверхность чуть-чуть не так.
<code class="cpp">Из личного опыта: была деталь цилиндр с основанием в форме эллипса. Надо было сделать ответную деталь. Что может проще - замерял длины и ширину, создал паз. Когда ответную деталь вырастили, оказалось, что эллипс вовсе не эллипс, и первая деталь никак на место не встает. </code>
- Думайте, когда работаете.
- Дерево построения модели в идеале должно повторять технологию производства. То есть первая операция — заготовка. А затем постепенная обработка.
<code class="cpp">Пример. Если деталь планируется делать фрезерованием, то сначала надо сделать заготовку, а затем отдельными операциями удаляйте материал в соответствии с используемым инструментом: например для фреза диаметров 8 мм - первая операция, для 1 мм - самая последняя. Сверление лучше делать в последнюю очередь. </code>
<code class="cpp">Пример. Если деталь литая, думайте как она будет располагаться в литейной форме, где будет плоскость разъема, предусмотрите площадки для литников. Проверьте, сможете ли достать деталь из литформы после остывания (уклоны должны быть 3-5 градусов, хотя в учебниках говорят про 1) </code>
<code class="cpp">Пример. Точеная деталь. Ось вращения - горизонтальна, начало координат - на базовой поверхности </code>
- Если работаете с листовым материалом (картон или стальная штамповка), пользуйтесь специальными инструментами для листового материала. Не дай вам Элвис сотворить эти детали вытяжками и вырезами — развертку никогда в жизни не построите.
- Если надо сделать модель для двух/трех типов производства — надо делать две/три модели.
- Если деталь нагруженная и требуется произвести расчет на прочность, то сделайте поверхностную модель, а не твердотельную, где это возможно. Инженер-расчетчик скажет спасибо.
- Все размеры модели должны быть строго определены. Иначе в один прекрасный день вы столкнетесь с тем, что мышка куда-то дернется, что-то нажмется и вся модель “поплывет” в неизвестном направлении. Часто такое не лечится ничем, кроме возврата к предыдущей версии и новым построениям.
- Размеры требуется проставлять от тех поверхностей, которые будут базовыми на данном этапе обработки. Это позволит легко находить и в случае необходимости изменять один размер не затрагивая все остальные.
- Используйте целые значения. Размер в 47,14394 никогда никем не будет выполнен. Округляйте для 1 мм, 0,1 мм и т.д. в зависимости от размеров и требуемой точности модели.
- Максимально полно используйте возможности взаимосвязей (равенства, параллельности и др.).
<code class="cpp">Пример: есть корпус в котором 42 отверстия под винты М2. Внезапно испытания показали, что надо использовать винты М2,5. При наличии взаимосвязей равенства диаметров потребуется изменить всего 1 размер. </code>
- Используйте стандартные изделия.
- Используйте инструменты “условного отображения резьбы” вместо нарезания спиралей, где это возможно (не подходит в случае моделирования пластиковых бутылок, где резьба должны получиться в литье, а не последующей механической обработкой).
- В сборках по возможности используйте массивы и круговые массивы.
- В сборках полностью определяйте положение всех деталей (даже угол поворота головки винтов). Это сделает вашу модель более надёжной.
- Именуйте каждую операцию. Однотипные операции собирайте в группы (папки). В общем — структурируйте модель.
- Заполняйте все свойства (теги) документа. Чем подробнее опишете в начале, тем проще будет работать в дальнейшем. Большинство программ используют свойства 3d-модели для заполнения полей спецификации и других документов.
Правила работы с файлами
- Группируйте файлы по проектам.
- Внутри каждой директории проекта должны быть директории для моделей, чертежей, вспомогательных материалов.
- Называйте файлы по следующей схеме “Обозначение_Наименование._(тип документа)_версия” (пример “АБВГ.100.12.925 СБ Крышка в сборе. Сборочный чертеж v3a”, “АБВГ.101 ВП Рулевая трапеция. Ведомость покупных изделий v1a”, “АБВГ.001 Кронштейн v1b”).
<code class="cpp">комментарий о версиях: v1a расшифровывается как v - version, 1 - первый вариант топологии, а - первый вариант размеров </code>
- Используйте русскоязычные названия файлов. Не бойтесь длинных имен. Они в будущем значительно повысят удобство поиска файлов.
<code class="cpp">Замечание. Есть программы, которые не понимают русских букв. Инженеры, которые в них работают, знают об этом и самостоятельно переименуют файл. Не стоит ради удобства одного человека ломать систему, удобную для большинства. Поверьте, если вы будете называть файлы деталей латинскими буквами, а ещё хуже на английском языке, то к вам ежедневно будут обращаться с просьбой помочь найти "ту детальку, где штучка на фиговинке". </code>
- Раз в неделю (можно и чаще) делайте архивные копии всех измененных документов (в идеале на сторонний сервер).
- Если закончили работать с файлом, чертеж изделия подписан и утвержден, то назначьте файлу атрибут “только для чтения”. Это спасет вас от случайного сохранения изменений в утвержденную модель и напомнит о том, что надо назначить новое имя (изменить версию) файла.
Правила оформления чертежей
- Следуйте ЕСКД. Десятки тысяч умнейших людей планеты создавали эту систему годами. Поверьте на слово — при всей кажущейся “динозавровости” использование ЕСКД значительно упрощает жизнь всем сотрудникам, которые работают с вашей документацией. Особенно вам самим.
- На чертежах на полях обязательно укажите название файла (часто это автоматически заполняемое поле). Очень помогает найти в архиве файл чертежа, который был сделан n лет назад.
- Используйте тот шрифт, который просит заказчик. Если не просит — используйте гарнитуру GOST, а при передаче документации заказчику также вложите и файл этого шрифта.
- Будьте грамотны и внимательны. Перечитывайте все тексты перед окончанием работ.
- Делайте связь чертежа с 3d-моделью для автоматического изменения параметров во всех связанных документах.
Правила общения с заказчиком
- Просите максимально полное описание требуемой задачи до выставления счета и обозначения сроков.
- Запросите сразу все дополнительные материалы (например логотип компании в векторном виде, если он должен быть отштампован на детали, 3d-модели и чертежи ответных деталей).
- Спросите об имеющих возможностях производства. Желательно получить эту информацию от того, кто на этом производстве и работает.
<code class="cpp">Пример: надо было сделать картонную упаковку для новой версии изделия. На 20 мм выше и шире. Вроде бы, что может быть проще? Взял старый файл, подкорректировал 2 размера, сделал новый. Через две недели ответ - “Мы не можем изготовить вашу коробку, потому что развертка стала больше, чем стандартный картонный лист, из которого мы вырезаем заготовки.” </code>
- Запросите стандарты предприятия и образцы готовых документов, если они есть.
- Назначайте обозначения изделиям в соответствии с той системой, которая принята у заказчика.
- Один-два раза в неделю сообщайте заказчику о результатах работы. Если работа застопорилась, то он хоть будет знать что проблема существует.
<code class="cpp">Поверьте на слово, исчезать из поля зрения заказчика на месяц, а потом заявляться с готовым результатов - не самый лучший вариант. </code>
- Перед отправкой файлов откройте их на другом компьютере, проверьте правильность.
- Передавайте не только оригиналы, но и демонстрационные версии: для печатных документов — pdf, для 3d-моделей — iges, step, stl, x_t (parasolid), 3d-pdf.
resume
Все правила являются личной рекомендацией и не требуют неукоснительного следования. Комментарии и дополнения приветствуются.
0 комментариев