12 жизненных уроков от Стива Джобса
Много людей говорят и пишут о том, какие жизненные уроки они выучили благодаря Стиву Джобсу и его работе. Но лишь некоторые могут похвастаться тем, что получили эти уроки «из первых рук», работая в команде Стива. Одним из таких счастливчиков является Гай Кавасаки и он делится полученной мудростью с остальным миром.
Эксперты невежественны
Эксперты в своей области – журналисты, аналитики, банкиры, консультанты и другие гуру не могут «делать» так, как они «советуют». Они могут сказать, что именно не так с вашим продуктом, но они не могут сделать такой же хороший. Они могут сказать вам, как продать что-то, но не могут продать это сами. Они могут рассказать вам, как создать великую команду и при этом сами управляют только своим секретарем. Послушайте, что говорят эксперты, но не всегда прислушивайтесь к ним.
Клиенты не могут сказать, что именно им нужно
Маркетинговые исследования компании Apple – это оксюморон. Фокус-группой Apple была возможность правого полушария мозга Стива разговаривать с левым полушарием. Если вы спросите покупателей, что им нужно, они ответят:»Лучше, быстрее и дешевле!», – вот и все, никаких революционных изменений, всё то же самое. Они могут только описать свои желания на основе того, что используют на данный момент. Самый богатый источник для технических стартапов – это создание продукта, который вы бы хотели использовать. Что и делали Стив и Возняк.
Перепрыгнуть на следующий уровень
Большие победы случаются, когда вы выходите за рамки одинаковости. В то время, как лучшие компании, производители струйных принтеров, вводили новые шрифты в различных размерах для печати, Apple перепрыгнула на другой уровень и представила лазерную печать. Подумайте о сборщиках льда, заводах льда и холодильных компаниях – Лед 1.0, Лед 2.0 и Лед 3.0. А вы все еще собираете лед зимой с замершего пруда?
Самые трудные вызовы порождают самые лучшие работы
Я жил в страхе, что Стив скажет мне, что я или моя работа – дерьмо. Скажет это публично. Соревнования с IBM и Microsoft были большим вызовом. Изменение мира было большим вызовом. Я, сотрудники Apple до меня и после меня, – все мы делаем свою работу лучше, потому что мы должны выполнять свою работу идеально, для того чтобы встретиться с новыми, более сложными вызовами.
Дизайн имеет значение
Стив доводил людей до сумасшествия своими придирками к дизайну – некоторые оттенки черного были недостаточно черными. Простые смертные думают, что черный цвет – это черный цвет, и что мусорная корзина – это мусорная корзина. Стив же был перфекционистом. Некоторые люди обращают внимание на дизайн, и многие хотя бы чувствуют его. Может быть дизайн и не всегда имеет значение, но часто он бывает очень важен.
Вы не можете ошибиться с большими графиками и большими шрифтами
Посмотрите на слайды Стива – шрифт размером в 60, один большой скриншот или график. Посмотрите на слайды других технических докладчиков, даже тех, кто видел Стива в действии – шрифт размером в 8 и никакой графики. Так много людей говорят о том, что Стив был величайшим представителем продуктов в мире, но почему никто не копирует его стиль?
Изменение ваших мыслей – признак ума
Когда Apple выпустила первую версию iPhone, приложений еще не существовало. Стив считал, что приложения – это плохо, так как никогда не знаешь, что они делали бы на вашем телефоне. Первое приложения для Safari появилось 6 месяцев спустя, после того, как Стив решил, или кто-то его убедил в том, что это хорошо. Apple прошла очень большой путь за очень короткое время от приложения для Safari до «для этого есть приложение» (there’s an app for that).
«Ценность» отличается от «цены»
Горе вам, если вы решили, что все основывается на цене. И еще большее горе тому, кто решил конкурировать, основываясь исключительно на цене. Цена – это еще не все, что имеет значение. По крайней мере для некоторых людей еще важна и ценность. В ценность входит обучение, поддержка и внутренняя радость от того, что вы используете самый лучший продукт из когда-либо сделанных. С уверенностью можно сказать, что никто не покупает продукты Apple из-за низкой цены.
Хорошие игроки нанимают отличных игроков
Стив был уверен в том, что хорошие игроки нанимают таких же хороших игроков. Я же отметил, что хорошие игроки часто нанимают людей еще более опытных, чем они сами. Конечно, средние игроки могут нанять игроков на уровень ниже, чтобы почувствовать превосходство над ними, и т.д. В итоге в вашей компании может случиться «взрыв профанизма» (как называл это Стив).
Настоящий руководитель демонстрирует
Стив Джобс мог выпускать демо pad, pod, phone и Mac два-три раза в год, и миллион людей наблюдало за тем, как много руководителей призывают своих руководителей инженерных отделов делать демо-версию продукта. Может быть это делается для того, чтобы показать командные усилия? Возможно. Но это больше похоже на то, что руководители недостаточно хорошо понимают, что производит их компания, для того, чтобы объяснить это. Разве это не жалкое зрелище?
Настоящий руководитель экспортирует
Не смотря на весь префекционизм Стива, он мог поставлять на рынок товары. Возможно, продукт не был идеальным, но он всегда был хорош для экспорта. Урок заключается в том, что Стив занимался этим не ради самого занятия: у него была определенная цель – доставка и обеспечение мирового господства существующих рынков или создание новых. Apple является инженерно-ориентированной компанией, а не научно-ориентированной. Кем бы вы предпочли быть: Apple или Xerox PARC?
Маркетинг сводится к предоставлению уникальной ценности
Подумайте о матрице 2х2. Вертикальная ось показывает, насколько ваш продукт отличается от конкурентного. Горизонтальная шкала измеряет стоимость вашего продукта. Справа внизу: ценные, но не уникальные свойства – вы должны конкурировать, использую цену. Вверху слева: уникальный, но не ценный – вы владеете рынком, который еще не существует. Внизу слева: не ценный и не уникальный – вы профан. Вверху справа: уникальный и ценный – вот где у вас есть прибыль, деньги и история. Например, iPod был ценным и уникальным, потому что это был единственный способ легально, недорого и легко загрузить музыку от шести крупнейших звукозаписывающих компаний.
Бонус: в некоторые вещи нужно поверить, для того чтобы их увидеть
Когда вы переходите на новый уровень, бросаете вызов или игнорируете экспертов, сталкиваетесь лицом к лицу с большими вызовами, одержимы дизайном и сфокусированы на уникальной стоимости – вы должны убедить людей поверить в то, что вы делаете, для того чтобы ваши усилия увенчались успехом. Люди должны поверить в Macintosh, для того чтобы он стал реальностью. То же самое касается и iPod, iPhone и iPad. Конечно, не все поверят и это нормально. Но отправной точкой для изменения мира является изменение нескольких умов. Это самый великий урок из всех, которые я узнал от Стива.
Эксперты невежественны
Эксперты в своей области – журналисты, аналитики, банкиры, консультанты и другие гуру не могут «делать» так, как они «советуют». Они могут сказать, что именно не так с вашим продуктом, но они не могут сделать такой же хороший. Они могут сказать вам, как продать что-то, но не могут продать это сами. Они могут рассказать вам, как создать великую команду и при этом сами управляют только своим секретарем. Послушайте, что говорят эксперты, но не всегда прислушивайтесь к ним.
Клиенты не могут сказать, что именно им нужно
Маркетинговые исследования компании Apple – это оксюморон. Фокус-группой Apple была возможность правого полушария мозга Стива разговаривать с левым полушарием. Если вы спросите покупателей, что им нужно, они ответят:»Лучше, быстрее и дешевле!», – вот и все, никаких революционных изменений, всё то же самое. Они могут только описать свои желания на основе того, что используют на данный момент. Самый богатый источник для технических стартапов – это создание продукта, который вы бы хотели использовать. Что и делали Стив и Возняк.
Перепрыгнуть на следующий уровень
Большие победы случаются, когда вы выходите за рамки одинаковости. В то время, как лучшие компании, производители струйных принтеров, вводили новые шрифты в различных размерах для печати, Apple перепрыгнула на другой уровень и представила лазерную печать. Подумайте о сборщиках льда, заводах льда и холодильных компаниях – Лед 1.0, Лед 2.0 и Лед 3.0. А вы все еще собираете лед зимой с замершего пруда?
Самые трудные вызовы порождают самые лучшие работы
Я жил в страхе, что Стив скажет мне, что я или моя работа – дерьмо. Скажет это публично. Соревнования с IBM и Microsoft были большим вызовом. Изменение мира было большим вызовом. Я, сотрудники Apple до меня и после меня, – все мы делаем свою работу лучше, потому что мы должны выполнять свою работу идеально, для того чтобы встретиться с новыми, более сложными вызовами.
Дизайн имеет значение
Стив доводил людей до сумасшествия своими придирками к дизайну – некоторые оттенки черного были недостаточно черными. Простые смертные думают, что черный цвет – это черный цвет, и что мусорная корзина – это мусорная корзина. Стив же был перфекционистом. Некоторые люди обращают внимание на дизайн, и многие хотя бы чувствуют его. Может быть дизайн и не всегда имеет значение, но часто он бывает очень важен.
Вы не можете ошибиться с большими графиками и большими шрифтами
Посмотрите на слайды Стива – шрифт размером в 60, один большой скриншот или график. Посмотрите на слайды других технических докладчиков, даже тех, кто видел Стива в действии – шрифт размером в 8 и никакой графики. Так много людей говорят о том, что Стив был величайшим представителем продуктов в мире, но почему никто не копирует его стиль?
Изменение ваших мыслей – признак ума
Когда Apple выпустила первую версию iPhone, приложений еще не существовало. Стив считал, что приложения – это плохо, так как никогда не знаешь, что они делали бы на вашем телефоне. Первое приложения для Safari появилось 6 месяцев спустя, после того, как Стив решил, или кто-то его убедил в том, что это хорошо. Apple прошла очень большой путь за очень короткое время от приложения для Safari до «для этого есть приложение» (there’s an app for that).
«Ценность» отличается от «цены»
Горе вам, если вы решили, что все основывается на цене. И еще большее горе тому, кто решил конкурировать, основываясь исключительно на цене. Цена – это еще не все, что имеет значение. По крайней мере для некоторых людей еще важна и ценность. В ценность входит обучение, поддержка и внутренняя радость от того, что вы используете самый лучший продукт из когда-либо сделанных. С уверенностью можно сказать, что никто не покупает продукты Apple из-за низкой цены.
Хорошие игроки нанимают отличных игроков
Стив был уверен в том, что хорошие игроки нанимают таких же хороших игроков. Я же отметил, что хорошие игроки часто нанимают людей еще более опытных, чем они сами. Конечно, средние игроки могут нанять игроков на уровень ниже, чтобы почувствовать превосходство над ними, и т.д. В итоге в вашей компании может случиться «взрыв профанизма» (как называл это Стив).
Настоящий руководитель демонстрирует
Стив Джобс мог выпускать демо pad, pod, phone и Mac два-три раза в год, и миллион людей наблюдало за тем, как много руководителей призывают своих руководителей инженерных отделов делать демо-версию продукта. Может быть это делается для того, чтобы показать командные усилия? Возможно. Но это больше похоже на то, что руководители недостаточно хорошо понимают, что производит их компания, для того, чтобы объяснить это. Разве это не жалкое зрелище?
Настоящий руководитель экспортирует
Не смотря на весь префекционизм Стива, он мог поставлять на рынок товары. Возможно, продукт не был идеальным, но он всегда был хорош для экспорта. Урок заключается в том, что Стив занимался этим не ради самого занятия: у него была определенная цель – доставка и обеспечение мирового господства существующих рынков или создание новых. Apple является инженерно-ориентированной компанией, а не научно-ориентированной. Кем бы вы предпочли быть: Apple или Xerox PARC?
Маркетинг сводится к предоставлению уникальной ценности
Подумайте о матрице 2х2. Вертикальная ось показывает, насколько ваш продукт отличается от конкурентного. Горизонтальная шкала измеряет стоимость вашего продукта. Справа внизу: ценные, но не уникальные свойства – вы должны конкурировать, использую цену. Вверху слева: уникальный, но не ценный – вы владеете рынком, который еще не существует. Внизу слева: не ценный и не уникальный – вы профан. Вверху справа: уникальный и ценный – вот где у вас есть прибыль, деньги и история. Например, iPod был ценным и уникальным, потому что это был единственный способ легально, недорого и легко загрузить музыку от шести крупнейших звукозаписывающих компаний.
Бонус: в некоторые вещи нужно поверить, для того чтобы их увидеть
Когда вы переходите на новый уровень, бросаете вызов или игнорируете экспертов, сталкиваетесь лицом к лицу с большими вызовами, одержимы дизайном и сфокусированы на уникальной стоимости – вы должны убедить людей поверить в то, что вы делаете, для того чтобы ваши усилия увенчались успехом. Люди должны поверить в Macintosh, для того чтобы он стал реальностью. То же самое касается и iPod, iPhone и iPad. Конечно, не все поверят и это нормально. Но отправной точкой для изменения мира является изменение нескольких умов. Это самый великий урок из всех, которые я узнал от Стива.
0 комментариев