Немного мыслей по поводу хранения файлов у простых пользователей
Так сложилось, что в жизни мне пришлось поработать с десятками различных компьютеров, основная масса которых принадлежит рядовым пользователям. И одна из главных проблем при переустановке системы или покупке нового компьютера – это поиск и «спасение» информации, которая хранится на компьютере. Зачастую пользователь сам не может объяснить, где находятся его файлы – знает только, что в «Моих документах». Лично наблюдал такую картину: на просьбу показать, где находятся фотографии, клиент открывает «Мои рисунки» из меню Пуск, включает дерево файлов, с помощью «плюсиков» через дебри «Новых папок» добирается до нужной папки и только потом разворачивает её в основное окно «проводника». При этом найти те же файлы через Total Commander для того же пользователя – проблема неразрешимая в принципе. При попытке объяснить, что так жить нельзя, из раза в раз слышу «Мне так удобнее». И даже если пользователь один раз потеряет свои файлы – не факт, что после этого он попытается понять, почему же так получилось, и что он сделал не так. Я решил попытаться понять, почему может погибнуть информация.
Для начала разделим пользователей на две категории:
Проблема с файловой системой на самом деле серьезная – в Windows есть такая вроде бы папка «Мои документы», куда по умолчанию сохраняются все файлы, создаваемые пользователем, например при помощи пакета MS Office. И вроде бы пользоваться ей просто – но только до того момента, пока не умирает операционная система. Потому что при ее переустановке обычно форматируется системный раздел (я форматирую всегда) – и как следствие, пропадают файлы из «Моих документов». Потому что это только для пользователя, если он пользуется Проводником, они находились на одном уровне с «Моим компьютером», а на самом деле они хранятся на системном диске (обычно C:). Аналогичная ситуация и с рабочим столом. Если не хуже – потому что на нем могут находиться вперемешку и папки, и ярлыки, ведущие к диску D: — и тогда физически файлы остались, но велика вероятность, что пользователь их не найдет.
Да, я в курсе, что можно переназначить адрес этих самых «Моих документов» — но здесь нас поджидают ещё две проблемы. Первая – это опять же переустановка: система умерла, пользователь просит сохранить файлы из «Моих документов», специалист лезет по привычке в папку C:\Users\UserName\Documents – и там этих файлов нет! Вторая проблема будет рассмотрена чуть позже.
Ещё одна беда пользователей – это отсутствие какой-либо внятной (по крайней мере, для стороннего наблюдателя) системы названий каталогов и их структуры. Часть данных может лежать в тех же «Моих документах», часть – на рабочем столе, А остальное – на диске D:, E: и так далее в «Новых папках» с первой по восьмую. Неудивительно, что в таких условиях файлы пропадают в никуда и иногда появляются из ниоткуда.
Также проблем с хранением файлов добавляют многочисленные программы для скачивания. Одна (названий говорить не буду) качает в свой каталог в Program Files, создавая при этом для каждой закачки свою папку. Другая – создает в корне диска C: свою папку «Загрузки», куда и складывает скачанное, но при этом в папках типа «Программы», «Архивы» и так далее. Третья сохраняет всё в папке «C:\Users\UserName\Downloads», но при этом навалом всё подряд. А потом всё это нужно вытаскивать с системного диска перед его форматированием. Или, например, при переносе данных со старого компьютера на новый.
Следующая проблема – это появление флешек большого объема. На такой флешке можно хранить много файлов, она всегда с собой – и поэтому файлы зачастую существуют в одном экземпляре – на этой самой флешке, которую можно сломать, потерять или отдать другу. А в результате – опять же проблема с файлами, которые вот только что были… Но пропали, возможно – безвозвратно. Примерно то же самое происходит и с фотографиями – на 8Gb флешке камеры помещается до трех тысяч снимков в максимальном качестве, и некоторые пользователи не видят смысла копировать их на компьютер.
Также для рядовых пользователей является если не нормой, то достаточно распространенным явлением выгрузить пачку фотографий с мероприятия в альбом в социальной сети или на фотохостинг, а затем удалить оригиналы. Почему это является проблемой? Во-первых, даже в самой популярной социальной сети зарегистрированы не все, а без регистрации просмотреть фотографии не везде возможно. Во-вторых, не у всех высокая скорость доступа в Интернет и безлимитный тариф. В-третьих, не на все сайты можно загружать фотографии в оригинальном качестве. И последнее – это отсутствие у некоторых сайтов ответственности за пользовательский контент (Все читали пользовательское соглашение?). Поэтому оригиналы лучше хранить у себя.
Совсем недавно появился новый класс устройств – сетевые накопители (NAS). Причем пока они стоят довольно приличных денег. Однодисковый накопитель без винчестера внутри стоит примерно в полтора раза дороже двухтерабайтного диска. Поэтому широкого распространения они пока не получили. Скорее всего, по той причине, что их функционал избыточен для сетей с числом компьютеров меньше трех, а таких сетей – подавляющее большинство. Почему избыточен – отдельный вопрос, речь сейчас не об этом.
С точки зрения пользователя накопитель подключается как сетевой диск и в использовании практически неотличим от большой флешки. Но и тут нас поджидает проблема: накопитель может использоваться не только для компьютера, но и для раздачи контента (фото, видео, музыка) на различные медиаплееры. И тогда этот самый контент нужно складывать в определенную корневую папку (Qmultimedia на накопителях QNAS) или даже папки (music, photo, video на накопителях Synology). А подключить накопитель как один сетевой диск нельзя, каждый корневой раздел приходится подключать отдельно. Это опять же проблема Windows, а не самих накопителей, но для большинства пользователей разницы нет.
Шаг следующий. NAS установлен в сети, все нужные корневые каталоги созданы, все права определены, для каждого пользователя создана своя папка, где будут храниться его документы. Теперь назначить эту папку как «Мои документы» в Windows – и проблема решена? Опять нет, это та самая вторая проблема. В Windows 7 невозможно установить сетевую папку как «Мои документы», если она не проиндексирована. А проиндексировать можно только папки на локальном диске.
В результате на винчестере клиентского компьютера создается полная копия папки пользователя на накопителе. На удобство работы это не повлияет – при изменении локальной копии автоматически будут обновляться и файлы на сетевом диске, но на компьютере эти данные тоже будут занимать место. А если это нетбук, а данных много?
И последнее, на что хочется обратить внимание – это резервирование. Винчестер смертен. Более того, он иногда внезапно смертен ©. И даже недавно появившиеся SSD, несмотря на отсутствие механики, могут выйти из строя. А о том, что данные могут погибнуть, большинство пользователей узнает слишком поздно – когда непоправимое уже произошло. И мало кто хранит резервную копию своих фотографий или курсовых работ. А важные данные необходимо резервировать. Причем «RAID is not a Backup» — потому что он спасает только в случае выхода из строя самого HDD. А случиться может всякое – например, физическое падение накопителя (со стола, например).
Вывод из всего этого – проблема имеет много уровней, решить её полностью на данный момент практически невозможно, да и вряд ли появится идеальное для обычного пользователя решение. Но лучший вариант, на мой взгляд – это сетевой накопитель в доме, носитель с резервной копией за пределами этого дома (на случай пожара, например), продуманная структура файлов и папок – и понимание, зачем это нужно.
Что будет дальше – не знаю. Уровень компьютерной грамотности тех, кто пользуется компьютером, неизбежно повышается. Но так же неизбежно появляются новые пользователи с нулевым опытом. Но в вопросе хранения и особенно структурирования данных помочь очень сложно, а цена ошибки обычно бывает велика – например, тысячи фотографий или ценные документы. Поэтому хочется надеяться, что пользователи поймут: информация сейчас в этом мире – одна из главных ценностей.
Для начала разделим пользователей на две категории:
- • Те, которые не понимают, что такое файловая система, логический диск и так далее.
- • Те, которые хотя бы примерно представляют основы файловой системы.
Проблема с файловой системой на самом деле серьезная – в Windows есть такая вроде бы папка «Мои документы», куда по умолчанию сохраняются все файлы, создаваемые пользователем, например при помощи пакета MS Office. И вроде бы пользоваться ей просто – но только до того момента, пока не умирает операционная система. Потому что при ее переустановке обычно форматируется системный раздел (я форматирую всегда) – и как следствие, пропадают файлы из «Моих документов». Потому что это только для пользователя, если он пользуется Проводником, они находились на одном уровне с «Моим компьютером», а на самом деле они хранятся на системном диске (обычно C:). Аналогичная ситуация и с рабочим столом. Если не хуже – потому что на нем могут находиться вперемешку и папки, и ярлыки, ведущие к диску D: — и тогда физически файлы остались, но велика вероятность, что пользователь их не найдет.
Да, я в курсе, что можно переназначить адрес этих самых «Моих документов» — но здесь нас поджидают ещё две проблемы. Первая – это опять же переустановка: система умерла, пользователь просит сохранить файлы из «Моих документов», специалист лезет по привычке в папку C:\Users\UserName\Documents – и там этих файлов нет! Вторая проблема будет рассмотрена чуть позже.
Ещё одна беда пользователей – это отсутствие какой-либо внятной (по крайней мере, для стороннего наблюдателя) системы названий каталогов и их структуры. Часть данных может лежать в тех же «Моих документах», часть – на рабочем столе, А остальное – на диске D:, E: и так далее в «Новых папках» с первой по восьмую. Неудивительно, что в таких условиях файлы пропадают в никуда и иногда появляются из ниоткуда.
Также проблем с хранением файлов добавляют многочисленные программы для скачивания. Одна (названий говорить не буду) качает в свой каталог в Program Files, создавая при этом для каждой закачки свою папку. Другая – создает в корне диска C: свою папку «Загрузки», куда и складывает скачанное, но при этом в папках типа «Программы», «Архивы» и так далее. Третья сохраняет всё в папке «C:\Users\UserName\Downloads», но при этом навалом всё подряд. А потом всё это нужно вытаскивать с системного диска перед его форматированием. Или, например, при переносе данных со старого компьютера на новый.
Следующая проблема – это появление флешек большого объема. На такой флешке можно хранить много файлов, она всегда с собой – и поэтому файлы зачастую существуют в одном экземпляре – на этой самой флешке, которую можно сломать, потерять или отдать другу. А в результате – опять же проблема с файлами, которые вот только что были… Но пропали, возможно – безвозвратно. Примерно то же самое происходит и с фотографиями – на 8Gb флешке камеры помещается до трех тысяч снимков в максимальном качестве, и некоторые пользователи не видят смысла копировать их на компьютер.
Также для рядовых пользователей является если не нормой, то достаточно распространенным явлением выгрузить пачку фотографий с мероприятия в альбом в социальной сети или на фотохостинг, а затем удалить оригиналы. Почему это является проблемой? Во-первых, даже в самой популярной социальной сети зарегистрированы не все, а без регистрации просмотреть фотографии не везде возможно. Во-вторых, не у всех высокая скорость доступа в Интернет и безлимитный тариф. В-третьих, не на все сайты можно загружать фотографии в оригинальном качестве. И последнее – это отсутствие у некоторых сайтов ответственности за пользовательский контент (Все читали пользовательское соглашение?). Поэтому оригиналы лучше хранить у себя.
Совсем недавно появился новый класс устройств – сетевые накопители (NAS). Причем пока они стоят довольно приличных денег. Однодисковый накопитель без винчестера внутри стоит примерно в полтора раза дороже двухтерабайтного диска. Поэтому широкого распространения они пока не получили. Скорее всего, по той причине, что их функционал избыточен для сетей с числом компьютеров меньше трех, а таких сетей – подавляющее большинство. Почему избыточен – отдельный вопрос, речь сейчас не об этом.
С точки зрения пользователя накопитель подключается как сетевой диск и в использовании практически неотличим от большой флешки. Но и тут нас поджидает проблема: накопитель может использоваться не только для компьютера, но и для раздачи контента (фото, видео, музыка) на различные медиаплееры. И тогда этот самый контент нужно складывать в определенную корневую папку (Qmultimedia на накопителях QNAS) или даже папки (music, photo, video на накопителях Synology). А подключить накопитель как один сетевой диск нельзя, каждый корневой раздел приходится подключать отдельно. Это опять же проблема Windows, а не самих накопителей, но для большинства пользователей разницы нет.
Шаг следующий. NAS установлен в сети, все нужные корневые каталоги созданы, все права определены, для каждого пользователя создана своя папка, где будут храниться его документы. Теперь назначить эту папку как «Мои документы» в Windows – и проблема решена? Опять нет, это та самая вторая проблема. В Windows 7 невозможно установить сетевую папку как «Мои документы», если она не проиндексирована. А проиндексировать можно только папки на локальном диске.
В результате на винчестере клиентского компьютера создается полная копия папки пользователя на накопителе. На удобство работы это не повлияет – при изменении локальной копии автоматически будут обновляться и файлы на сетевом диске, но на компьютере эти данные тоже будут занимать место. А если это нетбук, а данных много?
И последнее, на что хочется обратить внимание – это резервирование. Винчестер смертен. Более того, он иногда внезапно смертен ©. И даже недавно появившиеся SSD, несмотря на отсутствие механики, могут выйти из строя. А о том, что данные могут погибнуть, большинство пользователей узнает слишком поздно – когда непоправимое уже произошло. И мало кто хранит резервную копию своих фотографий или курсовых работ. А важные данные необходимо резервировать. Причем «RAID is not a Backup» — потому что он спасает только в случае выхода из строя самого HDD. А случиться может всякое – например, физическое падение накопителя (со стола, например).
Вывод из всего этого – проблема имеет много уровней, решить её полностью на данный момент практически невозможно, да и вряд ли появится идеальное для обычного пользователя решение. Но лучший вариант, на мой взгляд – это сетевой накопитель в доме, носитель с резервной копией за пределами этого дома (на случай пожара, например), продуманная структура файлов и папок – и понимание, зачем это нужно.
Что будет дальше – не знаю. Уровень компьютерной грамотности тех, кто пользуется компьютером, неизбежно повышается. Но так же неизбежно появляются новые пользователи с нулевым опытом. Но в вопросе хранения и особенно структурирования данных помочь очень сложно, а цена ошибки обычно бывает велика – например, тысячи фотографий или ценные документы. Поэтому хочется надеяться, что пользователи поймут: информация сейчас в этом мире – одна из главных ценностей.
0 комментариев